Eng
Пресса

Белые ночи почтальона

6 сентября 2014 г., портал www.screendaily.com

Это тонкая, меланхоличная, иногда смешная и непоследовательная кинопастораль, тихий, бессвязный плач по деревенской жизни, находящейся на грани вымирания. Главный герой фильма — настоящий деревенский почтальон Алексей «Леха» Тряпицын, смелый мужик с прожилками славянского фатализма. Он не только разносит письма, но и общается с людьми в деревнях, где бывает, дает им советы, распространяет новости, присматривает за ребенком и поневоле становится то посыльным, то аптекарем.


Накануне дебюта на Венецианском фестивале с «Почтальоном» начала работать московская компания «Антипод», занимающаяся продажами. И хотя после хорошего приема на Лидо можно было обратиться к дистрибьюторам артхауса, ожидая, что фильм мирового класса вырастет в цене, все же потребовалось бы немало усилий, чтобы выйти за рамки узконаправленной аудитории.


В начале фильма почтальон Леха немного говорит о своем прошлом, рассматривая старые фотографии на фоне пестрой скатерти с изображениями животных. Когда-то был женат, рассказывает он, но семьи не получилось.

«О, тут я боролся с проклятой водкой»,— комментирует Тряпицын одну фотографию, затем добавляет с присущим ему юмором: «Она победила!» —хотя позже мы узнаем, что прошло уже два года, как он завязал.

Мы видим, как он копошится в своем уютном деревянном доме, в котором царит беспорядок, перед тем как переправиться на небольшой моторной лодке через озеро, название которого Кенозеро, о чем мы узнаем из субтитров. Здесь, в почтовом отделении, он шутит с Ритой, забирает почту, которую должен разнести, берет немного продуктов в местном магазине и начинает свой путь, часть которого проделывает на лодке, а часть — пешком.


Постепенно из бессвязной сюжетной линии вырисовываются местные персонажи. Среди них «Колобок», пенсионер-алкаш, в длинных пьяных монологах которого множество неожиданно смешных перлов.

А вот Юра, вспыльчивый, депрессивный рыбак, который то и дело бормочет «заколю кого-нибудь насмерть» или еще что-то в этом роде. Есть и персонаж, привлекающий особое внимание Лехи. Это Ирина (Ермолова, одна из немногих профессиональных актрис, играющих в фильме), его бывшая одноклассница, которая стала строгим и независимым деревенским полицейским и, увы, не очень-то интересуется Лехой, хотя и рада, что он заботится о ее маленьком сыне Тимуре, когда она на работе.


Широко открытые озерские пейзажи охраняемого национального заповедника играют важную роль в фильме.
Не повторяя метафизики фильмов Малика, Кончаловский все же показывает, что образ жизни таких изолированных сельских общин неизбежно связан с природой. Леха останавливается на время, чтобы поглядеть на рябь на озере или послушать ветер, гуляющий среди деревьев, и здесь находит отголоски народных традиций дохристианской России.

Замечательна, например сцена, когда Леха и Тимур плывут вниз по ручью и почтальон рассказывает боязливому мальчику о водяном духе, именуемом Кикиморой. В фильме также появляется таинственный серый кот, который показывается Лехе только ночью.


Но деревня почтальона не отрезана полностью от современного мира. Леха готовит, заваривает чай и стирает под российские реалити-шоу, которые в фильме существуют на заднем плане (мы их не видим ни в одном кадре, только слышим безумный саундтрек), а когда крадут мотор от его лодки, он вынужден поехать в город — место разочарования и недоумения.

Кроме того, с его ветхим сельским домом, расположенным на берегу озера, резко контрастирует находящийся неподалеку военный космодром, на который Леха и Тимур идут посмотреть. Запущенная с этой базы ракета станет одной из самых запоминающихся сцен фильма.


Не все полуимпровизированные сцены получились, хотя в других случаях именно определенная драматическая неловкость создала нужный эффект (взаимопонимание между непрофессиональным актером Лехой и актрисой Ермоловой — наглядный тому пример). Картина снята в атмосфере тихого лиризма, в кадрах ее сочетаются хоровая, оркестровая и эмбиентная музыка, сплетенная с четкими звуками природного мира, что позволяет Кончаловскому вернуться к истокам кино и драмы и сделать бесспорно очаровательный фильм.

Картина заметно отличается от прошлой большой работы режиссера — несчастного, неправильно понятого «Щелкунчика» в 3D, о котором ныне покойный великий Роджер Эберт пренебрежительно говорил, что это «один из тех редких праздничных фильмов, когда дети могут спрятаться под стулом, крича от страха».

Ли Маршалл

Андрей Кончаловский Искусство кино Каннский фестиваль Дмитрий Быков Дуня Смирнова творческий вечер Жиль Жакоб Глянец Гофман Гольдони Голливуд Дом дураков Италия Мороз по коже Орден Почетного Легиона политика На трибуне реакционера Поезд-беглец Дядя Ваня Август Стриндберг Александр Домогаров Андрей Тарковский Андрей Плахов Антон Чехов Ближний круг Борис Годунов Варшава Великобритания Венецианский кинофестиваль Венеция видео Возлюбленные Марии Война и мир Гомер и Эдди Дуэт для солиста Дуэт для солистки История Аси Клячиной кинорежиссер Король Лир Краснодар Крис Солимин Кристофер Пламмер Лев Толстой Лондон Мариинка Мариинский театр мастер-класс Мисс Жюли Неаполь новость Одиссея Ольбрыхски опера опера Джандреа Нозеда Первый учитель Последнее воскресение Реджио ретроспектива Ретроспектива фильмов Романс о влюбленных Россия Санкт-Петербург Сибириада спектакль Стыдливые люди театр театр имени Моссовета театр Моссовета театр на Малой Бронной Три сестры Турин Укрощение строптивой Уорик фестиваль Франция Хелен Миррен Художественный Чайка Чехов Щелкунчик Щелкунчик и крысиный король Эль Феннинг Эрнст Теодор Амадей Гофман юбилей Юлия Высоцкая